Вы на странице: Scriptures.ruАюрведаБолезни и их лечение




Аюрведа

Принципы аюрведы

     Великая тайна ума

Вайдья Бхагаван Дас,
один из самых известных врачей Юго-Восточной Азии,
автор более 40 книг по аюрведической и тибетской медицине.

     Большое значение в аюрведе и йоге придается понятию ума. Даже болезни в аюрведе разделяются на две категории – физические и ментальные. В первом случае болеет тело, во втором – ум. Однако в обоих случаях ум играет большую роль, так как психологические факторы воздействуют на физиологические функции, и наоборот. Поэтому для лечения некоторых физических болезней аюрведой предписываются средства, воздействующие на психику.

Уровни и аспекты ума

     В первой главе "Йога-сутр" Патанджали говорится, что первоначальной целью йоги является остановка деятельности (буквально – “завихрений”) ума. Разные школы йоги предлагают своим последователям разные методы достижения этой цели. Но все они имеют целью контроль ума и его “завихрений”, только после этого становится возможным постижение вечной истины и достижение спасения души. Повторение мантр, выполнение йогических упражнений (асан), определенная система дыхания (пранаяма), соблюдение диеты, постов и другие практики направлены в первую очередь на изменение сознания, развитие мышления, очищение ума от всевозможных негативных стереотипов и преодоление невежества, чтобы человек мог успешно развиваться в своей духовной жизни.

     Синонимы и их употребление

     В различных ведических текстах, аюрведе и йоге понятию “ум” соответствует термин “манас”. Помимо него существуют еще пять других санскритских синонимов: читта, чайта, хридайя, свантах и хрит. Корень “ман” в слове манас означает “думать, рассматривать”. Таким образом, он указывает на “ум” как инструмент или средство, ответственное за размышление. Все перечисленные санскритские синонимы обладают дополнительными оттенками этого понятия в зависимости от контекста. Например, слова “хридайя” и “хрит” означают и “центр”, и “клеточное ядро”, и “сердце”, и “центральную нервную систему”, являющуюся местом проекции ума. Читта – это один из четырех внутренних органов восприятия (антах-карана), наряду с умом, ложным эго и интеллектом, несущий ответственность за познание окружающего мира. Все эти слова, таким образом, отражают различные аспекты понятия “ум”.

     “Ум” и “манас”

     Обычно для перевода санскритского термина “манас” употребляется слово “ум”. Но существуют некоторые тонкости в употреблении этих двух слов. Понятие “манас” используется в Индии со времен Вед, и хотя оно претерпело с той поры некоторые изменения, это понятие и в настоящее время используется всеми индийскими философскими школами. Понятие “ум” новое. Оно вошло в жизнь социума из науки психологии, становление и развитие которой произошло на Западе в течение последних десятилетий. Естественно, что масштабы разработки концепции манаса, которая развивалась от начала древнеиндийской философии, немного отличаются от западной концепции ума.

     Развитие понятия

     Описание природы и функций ума можно найти уже в Ригведе и Яджурведе. Упанишады придали этому понятию конкретную форму и отметили его важность среди других философских идей. Детальное описание ума появилось позднее – в работах Гаутамы, Ньяи, Канады, Вайшешики, а также в санкхье Капилы, "Йога-сутре" Патанджали, пурва-мимамсе, уттара-мимамсе и в школах философии Будды и джайнов. Хотя в индийской традиции психология никогда не была отдельным предметом, различные философские школы отводили важное место описанию ума, его свойств и функций.

     Три подхода

     В древнеиндийской философии можно выделить три различных подхода к понятию ума. В ньяе, вайшешике и мимамсе даршанах излагается механистический подход. Согласно их воззрениям, ум имеет размерность атома и, являясь связующей нитью между душой и органами чувств, способствует получению и восприятию знаний. Он неодушевлен и не имеет таких атрибутов, как цвет и запах, его нельзя осязать, сам по себе он не способен накапливать знания, испытывать страдания или наслаждения. Три последних свойства – приобретение знаний, ощущения боли и других страданий или удовольствий – возникают только тогда, когда ум приходит во взаимодействие с душой. Каждая душа обладает умом – ее внутренним помощником.

     "Йога-сутре" Патанджали, санкхье, и веданта-даршанам присущ психический подход к понятию ума. Их приверженцы считают, что ум пластичен и способен принимать форму постигаемого им объекта. Ум подстраивается под размеры объекта и его форму, если он заинтересован в его постижении, восприятии. Ум неодушевлен, но сознателен, так как находится в контакте с обладающей полноценным сознанием душой. В соответствии с этой теорией ум обладает тремя cвойствами – саттва, раджас и тамас, которые ответственны за правильное понимание, активность и инертность соответственно.

     Третья школа, включающая некоторые агамы (первоисточники), придерживается духовного взгляда на ум. Душа сознательна, следовательно, ум – тоже, но его сознание ограничено.

     Большинство индийских философов признают существование души наряду с умом. Но некоторые школы, например чарвака (атеистические) или буддха-даршаны (буддийские), считают, что души не существует. Чарвака утверждает, что кроме ума нет ничего, и приписывают ему все свойства души.

     Разумные и неразумные существа

     Вся Вселенная делится на две большие категории – живую и неживую материи. Обе категории состоят из пяти фундаментальных элементов (махабхут), которые сами по себе неодушевлены. Как же их отличить тогда друг от друга? В чем различие живого от неживого?

     Различные школы индийской философии по-разному оценивают роль вселенской и индивидуальной души в создании как Вселенной в целом, так и индивидуумов. Однако многие из них сходятся в том, что все сущее берет свое начало из взаимодействия первичной, изначальной материи (пракрити) и сознательного элемента (пуруши), впоследствии называемых индивидуальной душой и Верховной Душой (Параматмой). Если это так, то в чем же заключается различие между одушевленными и неодушевленными объектами? Различия возникают из-за состояния ума и органов чувств. Кусок железа или растение обладают сознанием, хотя они и не ведут себя так же, как животные и люди. Многочисленные эксперименты показывают, что растения сознательны и по-разному реагируют на различные внешние воздействия, хотя их реакция не столь явна и очевидна, как у животного и человека. Металлы и минералы, к которым мы относимся как к неживой материи, также обладают сознанием. Образующие их элементарные частицы такие, как электроны и протоны – движутся внутри атома по строго определенным законам, что является чем-то вроде особой, тонкой формы сознания. Все во Вселенной наделено сознанием. В некоторых объектах оно находится в латентной (непроявленной) или сублатентной (полупроявленной) формах, а в некоторых – проявлено полностью.

     В чем же причина этих различий? Она исключительно в состоянии ума и органов чувств. Хотя минералы и образуются из той же материи, что и люди, они не реагируют на внешние воздействия, потому что их ум и органы чувств латентны. У растений и рыб ум и органы чувств присутствуют в полупроявленной форме; у животных и птиц чувства и ум проявлены полностью.

     Антахкарана, или внутренние средства восприятия

     Разные состояния ума и чувств отвечают различным степеням сознания объектов. Существует пять чувств, называемых внешними органами восприятия. Они взаимодействуют с внешним миром и, воспринимая с помощью глаз, кожи, носа, ушей и языка различные его аспекты, передают полученные ощущения внутренним органам восприятия, которых всего четыре. Это: 1) манас, 2) читта, 3) буддхи и 4) аханкара.

     Внешние органы чувств не воспринимают объект во всей его полноте. Они распознают лишь наличие и свойства находящегося в их “поле зрения” объекта. Предположим, например, что перед человеком находится животное. С помощью зрения человек видит что-то, но пока еще не знает, что или кто именно располагается перед ним. Манас или ум, определяет природу внешнего объекта. Тогда индивидуум понимает, что перед ним животное, а не стол. С помощью читты это ощущение передается аханкаре, или эго (самоосознанию), которое ответственно за различение. Оно определяет, нравится ему воспринятое органами чувств и идентифицированное манасом животное или нет. Эта информация поступает к буддхи (интеллекту), который, наконец, выносит окончательное суждение – следует человеку идти вперед или назад. Два первых средства – манас и читта – часто объединяются, поэтому обычно выделяется три антахкараны – внутренние средства восприятия.

     Расположение

     Считается, что ум проецируется в подкорковые зоны мозга. Теория йоги гласит, что ида (левый канал нади), пингала (правый канал нади) и сушумна (центральный канал нади, проецирующийся в районе позвоночника) – это каналы, по которым перемещается поток сознания. Кундалини-шакти, или потенциальная энергия, проецируется у обычных людей в районе копчика в дремлющем состоянии. Благодаря определенным практикам йоги эта энергия может пробудиться. В активном, “пробужденном” состоянии кундалини может оказывать огромное влияние на ум человека и пробудить в нем ранее скрытые таланты и способности.

     Размер и количество

     В индийской философии существует несколько мнений по поводу размеров ума, также обсуждается и вопрос – сколько манасов у человека. Все аюрведические школы едины в своем мнении, что ум один, он материален и имеет размер одного атома. Согласно Ньяя и Вайшешика даршанам ум наряду с душой, временем, пространством и пятью махабхутами является одним из девяти элементов, составляющих вселенную. Школы Йоги и Санкхья считают, что ум, подобно другим органам восприятия и двигательным органам, произошел из саттвического аспекта аханкары (сознания своего собственного “я” – эго).

     Функции

     Первичная функция ума – восприятие и осознание внешних воздействий, и передача информации эго, интеллекту и т. д. Эти восприятия передаются затем через ум моторным органам, результатом чего являются такие действия, как размышление, обсуждение, создание гипотезы, концентрация внимания и принятие решений.

     Уровни ума

     У ума есть три аспекта – саттвический, раджасический и тамасический. Преобладание одного из них формирует характер индивидуума, его психику, и является причиной того, что разные люди по-разному реагируют на одно и то же событие или воздействие внешних факторов. В зависимости от этих трех состояний ума существует несколько ментальных уровней, которые можно разделить на пять категорий:
     1. Кшипта – ум, полностью захваченный объектами чувственного восприятия.
     2. Мудха – ум, управляемый такими негативными стереотипами, как безнравственность, невежество, желание сна и им подобными.
     3. Викшипта, или встревоженный, мятежный ум – стремление к добродетели и знаниям.
     4. Экарга, или сконцентрированный ум – ум, очищенный от негативных стереотипов и способный к длительной концентрации.
     5. Нируддха – деятельность ума прекращается, и он приходит в состояние подлинной невозмутимости и спокойствия.

     Склад ума (манаса пракрити)

     Умственная деятельность бывает трех типов – саттвическая, раджасическая и тамасическая. Саттвический склад ума свободен от недостатков и обладает такими качествами, как доброта, искренность, правдивость и чистота. Раджасическому складу присущ страстный и гневливый нрав. Для тамасического склада характерно невежество, пассивность и сонливость. Существует неисчислимое множество комбинаций этих трех аспектов менталитета. Иногда умственные способности определяются физическими качествами личности, иногда наоборот. При более детальном делении возникают семь разновидностей саттвического, шесть – раджасического и три – тамасического складов ума.

     Особенности каждой из них приводятся в таблице:

Склад ума и особенности личности

     А. Саттвический склад ума

1. Брахма (следуя путем Брахмы)
Брахма является первым проявленным существом во Вселенной. Через него Бог творит все разнообразие Вселенной.

1. Чистота, непорочность, стремление к истине, самоконтроль;
2. Способность к концентрации и внимательность, обширные знания, как в духовной, так и в различных материальных сферах;
3. Способность объяснять и отвечать на вопросы, хорошая память;
4. Свобода от страстей, гнева, жадности, эгоизма, невежества, зависти, уныния и нетерпимости;
5. Одинаково доброжелательное отношение ко всем живым существам.

2. Ариша (следуя путем риши)
Риши – это святые мудрецы нашего мира, через которых пришли к людям Веды. Они способны по своему желанию перемещаться в любые части Вселенной.

1. Преданность святым писаниям, соблюдение обетов и воздержание от мирских удовольствий, жертвенность;
2. Гостеприимство;
3. Свобода от гордыни, эгоизма, материальных привязанностей, ненависти, невежества, зависти и злобы;
4. Высокоразвитый интеллект и красноречие;
5. Способность к восприятию, постижению и запоминанию истины.


3. Аиндра (следуя путем Индры)
Индра является главой полубогов и владыкой высшего плана материальной вселенной, называемой Сваргой. Грекам он был известен как Зевс, а римлянам как Юпитер.

1. Обладание властью и авторитетом;
2. Выполнение священных обрядов и ритуалов;
3. Храбрость, внутренняя сила и великодушие;
4. Свобода от низких поступков;
5. Интуиция и дар предвидения;
6. Активная социальная деятельность, ответственность за других, благосостояние, самоудовлетворенность (способность принимать все, что посылает человеку Бог).

4. Ямья (следуя путем Ямы)
Яма считается полубогом Смерти. Он очень внимательно следит за соблюдением законов Вселенной другими существами.

1. Праведное поведение;
2. Чувство времени и пунктуальность;
3. Миролюбие;
4. Инициативность и готовность приняться за любое дело;
5. Хорошая память и обладание высоким авторитетом;
6. Свобода от привязанностей, зависти, ненависти и невежества.

5. Варуна (следуя путем Варуны)
Варуна является полубогом, управляющим стихией “воды” во Вселенной. Он также известен как Нептун.

1. Смелость, терпение, чистота и непереносимость любых вещей, оскверняющих сознание, речь и тело;
2. Соблюдение религиозных обрядов и ритуалов;
3. Любовь к водным играм и состязаниям;
4. Отвращение к подлости и низости;
5. Способность контролировать свой гнев и радость.

6. Каубера (следуя путем Куберы)
Кубера является полубогом, дарующим благосостояние, заработанное праведным путем.

1. Высокое общественное положение, незапятнанная честь, благосостояние и множество соратников;
2. Стремление к совершению добродетельных поступков, благосостоянию и процветанию;
3. Непорочность и чистота;
4. Любовь к развлечениям и переменам.

7. Гандхарва (следуя путем гандхарвов)
Гандхарвы – небесные музыканты (обитатели Мира Сварги).

1. Любовь к танцам, пению, музыке и воспеванию хвалебных гимнов;
2. Поэтический и писательский талант;
3. Любовь к благовониям, украшениям, красивой одежде, стремление к обществу женщин и высокая эмоциональность.

     Б. Раджасический склад ума

1. Асура (следуя путем асуров)
Асуры – люди, отвергающие существование Бога. Они считают, что человек – высшее существо, и обычно пренебрегают этикой и моралью ради достижения своих целей.

1. Бравада, жестокость, завистливость, лицемерие, способность к изменению внешности, маскировке, устрашающий внешний вид и безжалостность;
2. Самовосхваление, ревность и гордыня;
3. Стремление к власти, могуществу и известности;
4. Постоянное осуждение и критика других.

2. Ракшаса (следуя путем ракшасов)
Ракшасы – тип людей, отличных от Homo sapiens. Веды описывают их как существ 2-3-х метрового роста, с сильным волосяным покровом, плохо развитой второй сигнальной системой и буквально звериным чутьем. Они имеют очень высокую склонность к насилию, вплоть до людоедства.

1. Нетерпимость, гневливость, склонность к насилию, жестокости, обжорству; привязанность к продуктам насилия (особенно к мясу);
2. Склонность к продолжительному сну, лень;
3. Хорошо развитая интуиция и звериные инстинкты;
4. Завистливый нрав;
5. Неукротимое вожделение.

3. Пайшака (следуя путем пишачей)
Пишачи считаются тонкими сущностями (не имеющими физического тела), обитающие в местах разлагающихся трупов животных и людей, местах кремации, полях сражений и заброшенных замках. Пишачи живут, используя энергию эфирного тела и имеют склонность влиять на сознание слабых людей.

1. Обжорство;
2. Неукротимая страсть к женщинам;
3. Аморальное поведение и нечистоплотность;
4. Трусость, склонность к запугиванию слабых;
5. Сильная зависть;
6. Презрение к различным диетам и правильному образу жизни;
7. Стремление делать все только ради себя и склонность к энерговампиризму.

4. Сарпа (следуя путем сарп или змееподобных существ)
К ним относятся не только змеи нашей планеты, но и сущности со змееподобной внешностью, имеющие более высокий уровень сознания.

1. Храбрость в экстремальных ситуациях и трусость в обычной жизни;
2. Хорошая реакция;
3. Леность и праздность;
4. Постоянное ощущение страха и повышенная тревожность при принятии пищи, прогулках и других занятиях;
5. Коварство и скрытность.

5. Прайта (следуя путем претов)
Преты считаются душами людей, не получившими по целому ряду причин следующего физического тела и поэтому вынужденные до определенного времени оставаться в эфирной оболочке


1. Повышенное чувство голода;
2. Плохой характер;
3. Завистливость;
4. Отсутствие концентрации и внимания, жадность, ментальная инертность и бездеятельность.

6. Шакуна (следуя путем шакуни или птиц)


1. Страстность и непостоянство;
2. Жестокость;
3. Прожорливость;
4. Пугливость.

     В. Тамасический склад ума

1. Пасава (следуя путем животных)


1. Забывчивый нрав;
2. Глупость;
3. Злобный характер;
4. Повышенная потребность в сексуальных наслаждениях, пище и сне;
5. Агрессия по отношению к более слабым и страх перед более сильными.

2. Матсья (следуя путем рыб)


1. Склонность к хаотичности и непостоянству;
2. Глупость и сонливость;
3. Нетерпеливость;
4. Любовь к воде;
5. Привязанность к еде;
6. Сильное любопытство.

3. Ванаспатья (следуя путем растений)


1. Леность, сонливость, инертность и праздность;
2. Отсутствие каких-либо умственных способностей;
3. Потребность в частом потреблении пищи.

     Четыре состояния ума

     Ум, согласно аюрведе, состоит из атомов (ану). По определенным каналам (мановаха-шротам) он движется по всему телу, не доходя только до кончиков волос и ногтей, а также избегая мала (выделений организма). Он является центром преобразования информации, полученной от органов чувств, и передатчиком ее далее в буддхи (интеллект), для выработки правильной реакции или принятия соответствующего решения. Ум похож на прозрачный посредник и имеет три различных аспекта – саттвический (отвечающий за чистоту и благочестие), раджасический (динамизм, активность) и тамасический (стабильность, устойчивость). Преобладание саттвы обеспечивает чистоту “прозрачного посредника” – полную и адекватную передачу восприятий органов чувств интеллекту. При доминировании раджаса посредник или средство передачи ощущений, как бы окрашивается в красный цвет, а когда доминирует тамас – то в черный. Эти цвета вносят соответственное искажение при передаче “сигналов”, поступаемых от органов чувств, и понижают скорость передачи информации. Помимо пересылки чувственных восприятий у ума есть и другие задачи. Преобладание саттвы наполняет ум добродетелью и позволяет ему правильно выполнять свои функции; доминирование раджаса оскверняет их, и умственная деятельность омрачается завистью, высокомерием, осуждением и заносчивостью; влияние же тамаса замедляет работу ума, погружая его в невежество.

     В зависимости от комбинаций чувственных восприятий и от их совершенства ум может находится в одном из четырех состояний:
     1. Джаграта или состояние бодрствования;
     2. Свапна или состояния неглубокого сна со сновидениями;
     3. Сушупти или состояние глубокого сна;
     4. Турийя или состояние абсолютного спокойствия и блаженства.

     Только человек, обладающий саттвическим складом ума может достигнуть двух последних стадий. Ум обычных людей, испытывающих хронические стрессы и постоянные психоэмоциональные перегрузки, чаще всего пребывает либо в первом, либо во втором состоянии, поэтому их сон всегда наполнен сновидениями, осознают они это или нет. Святые люди и люди, серьезно занимающиеся духовной практикой, способны превзойти даже четвертую стадию, и это трансцендентальное состояние ума носит название турийятита, в котором личность приобретает сверхъестественное восприятие и дар ясновидения. Это состояние позволяет полностью контролировать свои чувства и ум. Такому человеку открыты любые дороги, в том числе и путь к Богу.

Перевод с английского А.Крылова

Введение | Панчамахабхуты | Три доши | Три гуны | Агни | Дхату | Малы