Вы на странице: ГлавнаяАюрведаКанонические тексты




Аюрведа


Канонические тексты аюрведы

     

Аштанга-хридая-самхита

Шримад Вагбхата

Перевод Ю.В. Сорокиной

Раздел 4. Чикитса стхана

Глава 1. Джвара чикитса (лечение лихорадок)

Теперь мы изложим главу джвара чикитса – лечение лихорадок,– так сказал Атрея и остальные мудрецы.

   1-2. Остающиеся (сосредоточенные) в амашайя (желудке) доши разрушают огонь (пищеварительной деятельности), становятся сама (смешанными с не переработанными материалами), закупоривают каналы (раса дхату) и вызывают лихорадку. Поэтому при проявлении предвещающих болезнь симптомов либо в начальной стадии лихорадки следует назначить лангхана (пост или лечебное голодание), которое своим воздействием сберегает силы (тела). Здоровье человека зависит от его силы, и целью лечения является поддержание здоровья.

3. Когда пост (голодание) ослабляет доши, пищеварительная деятельность усиливается, в теле ощущается легкость, здоровье (ощущение комфорта), голод, жажда, желание пищи и хорошее пищеварение. Появляются также физическая и жизненная сила (воодушевление).

   4-8. Если усилившиеся доши сошли со своих мест, но не покинули тело, если преобладает капха и циркулирующие доши поднимаются от сжатия их в области сердца (тошноты), усиливается слюноотделение, пища поднимается в обратном направлении, если начинаются кашель и вишучика (одновременные рвота и понос), если после еды проявляется перемежающаяся лихорадка, если лихорадка является сама (сопровождается признаками ама), во всех этих случаях идеальной является вамана (терапия рвотой), – для тех, кому подходит такая терапия.

   Если ее назначить в противоположных случаях (когда не проявляются вышеизложенные симптомы), она (терапия рвотой) вызывает одышку, понос, бред, боль в области сердца и неустойчивую (перемежающуюся и постоянную) лихорадку.

   Для проведения терапии рвотой следует принять гала (маданапхала), смешанную либо с пиппали и калинга либо мадхука; можно также принять мед с солью, выпив предварительно теплой воды. Также следует применять воду, прокипяченную с патола, нимба , каркота или ветрапатра или с питательными веществами (соком сахарного тростника). Можно использовать другие методы, описанные в калпастхане ( глава 1, стихи 1-18 ). Терапию рвотой следует назначить осторожно, сообразуясь с силой (пациента и болезни) и временем (временем года и периодом дня).

   9-10. Независимо от применения или неприменения терапии рвотой, страдающего от лихорадки пациента в любом случае следует подвергнуть посту (лечебному голоданию) для переработки и ослабления усилившихся дош.

   Точно также, как покрытый пеплом огонь не способен приготовить пищу (в помещенном на очаг сосуде), так и пищеварительный огонь, покрытый усилившимися дошами, не способен приготовить пищевые материалы. Поэтому пациент должен соблюдать пост до тех пор, пока доши не будут полностью переработаны.

   11-13. Если при лихорадке, порожденной ватой и капхой, пациент испытывает сильную жажду, ему следует часто и понемногу давать теплую воду; такая вода разжижает капху, быстро утоляет жажду, разжигает пищеварительную деятельность, смягчает и очищает каналы (дош), побуждает изгнание застоявшихся питты, анилы (ваты), пота, фекалий, урины; она развеивает сон, усталость, восстанавливает утраченный аппетит и поддерживает жизнедеятельность. С другой стороны, холодная вода противоположна по своему воздействию и вызывает дальнейшее усиление накаливания дош (соединения дош, амы и т.п.).

   14. Несмотря на благоприятные свойства теплой воды, её не следует давать пациенту, страдающему от лихорадки, порожденной одной только питтой и при чрезмерном усилении питты (во время других разновидностей лихорадки). Не следует давать теплую воду тогда, когда появляется ощущение жжения в глазах и во всём теле, галлюцинации, понос, при лихорадке, вызванной ядом и вином, в летний период, а также пациенту, страдающему от повреждения легких, истощения и кровотечения.

15. Таким людям (пациентам, страдающим от перечисленных выше симптомов) подходит вода, прокипяченная с гхана, чандана , шунтхи , амбу, парпата и ушира и затем охлажденная. Такая вода перерабатывает (неусвоенные вещества) и ослабляет жажду и лихорадку.

   16-17. Не бывает (повышения) температуры без (усиления) питты и не бывает лихорадки без (повышения) температуры. Поэтому при лихорадке следует избегать тех вещей (пищи, деятельности и т.п.), которые вызывает усиление питты; особенно тщательно следует их избегать при лихорадке, сопровождающимся чрезмерным усилением питты. (При такой лихорадке) следует также избегать ванны, масляного массажа, умащения тела (благовонными мазями) и других методов лангхана (принуждающих тело становиться тонким и лёгким).

   Комментарий: Термин " вируддха " не используется здесь в своём наиболее распространенном значении "противоположного", а используется в своем техническом значении, т.е. как “то, что вызывает слабое усиление дош в местах их собственного месторасположения, но не выводит их из тела" (45 стих 7 главы сутрастханы). Другими методами лангхана являются очистительная терапия, физическая нагрузка, пребывание на солнце и ветру и т.п. (см. 14 главу сутрастханы).

   18. Также как при болезни аджирна (расстройстве пищеварения) не следует, несмотря на сильную боль, назначать убивающие боль лекарственные средства, также и при сама джвара (лихорадке, сопровождающейся симптомами ама), не следует употреблять лекарства (такие как свежий сок, лекарственный отвар, порошки и т.п. средства), поскольку в дальнейшем они вызовут усиление ама, обычно скапливающегося в пищеварительном тракте. Точно также принятое змеёй молоко только усиливает её яд.

   19-20. При лихорадках, сопровождающихся ударда (появлением на коже пятен, возникающих от прикосновения холодных веществ), пинаса (хроническим насморком), одышкой, болью в икроножных мышцах, суставах и костях и при лихорадках, порожденных ватой и шлешманом (капхой) идеальной будет сведана (терапия потовыведением или пропотевание). Такая терапия способствует выведению пота, урины, фекалий и ваты (газов) и повышает силу огня (пищеварительной деятельности). Пациенту надлежит полностью соблюдать режим, предписанный для масляной терапии (см. 26-28 стихи 16 главы сутрастханы).

   21. Лангхана (голодание), сведана (потовыведение, потогонная терапия), кала (время), явагу (питье жидкого зернового отвара), использование лекарств горького вкуса и пачана (лекарственные средства), перерабатывающие (преобразующие жар дош), – эти методы следует назначать либо в соответствии со стадиями (лихорадки), либо последовательно, один за другим.

22. Лангхана (лечебное голодание) нежелательно при лихорадках, порожденных одной ватой, вызванных туберкулезом, внешними повреждениями и при лихорадке, перешедшей в хроническую форму. При таких лихорадках подходит (усмиряющая доши) терапия шамана, которая не ослабляет тело.

   23. Когда у пациента проявляются симптомы сама джвара (см. 54 стих 2 главы ниданастханы), следует предположить, что проведенная лангхана терапия была недостаточной. Признаки надлежащим образом проведенной лангхана терапии были описаны в главе двивидопакрама (14 главе сутрастханы).

   24-25. Когда пациент проявляет признаки надлежащим образом проведенной лангхана терапии, дальнейшим лечением должно быть назначение пейя и т.п. (питье зерновых отваров), приготовленных с лекарствами, соответствующих каждой доше. Питье зерновых отваров должно начинаться с манда и проводиться либо в течение шести дней либо до тех пор, пока лихорадка не утихнет. Применение (различной густоты зерновых отваров) распаляет пищеварительный огонь человека подобно тому, как обычный огонь разгорается от охапок хвороста (щепок и мелких дров).

   Комментарий: Манда, пейя, явагу, вилепи и одана – это жидкое, менее жидкое (более густое) и очень густое блюдо. Манда – это только жидкость, не содержащая зёрен, в пейя много жидкости и небольшое количество зёрен, явагу содержит жидкость и зёрна в равной пропорции, вилепи состоит преимущественно из зёрен и очень небольшого количества жидкости; одана это только зёрна без какой-либо жидкости.

   26-29. Вначале следует принимать ладжа пейя (жидкий зерновой отвар, приготовленный из обжаренного риса), сваренный с шунтхи, дханья, пиппали и саиндхава; такой отвар очень легко усваивается. При желании кислого вкуса можно добавить в него дадима (гранат). При поносе или чрезмерном усилении питты его можно смешать с шунтхи и мёдом и употреблять в холодном виде. Если пациент ощущает сильную боль в мочевом пузыре, боках и голове, отвар можно приготовить (сварить) с вьягхри и гокшурой. При лихорадке, (одновременно) сопровождающейся поносом следует принимать отвар, сваренный с пришнипарни , бала , билва , нагара, утпала, дханьяка с добавлением небольшого количества кислого; такой состав действует как дипана (усиливающий голод) и пачана (приготавливающий не переработанные вещества). Приготовленный с храсва панчамула отвар подходит для тех, кто страдает от икоты, боли (в теле), одышки и кашля.

   30-34. Тому, у кого преобладает капха, следует принимать явагу, приготовленный из ява и сваренный с лекарственными средствами махат панчамула. Если у него проявляется запор, явагу можно приготовить из ява, обжаренного в гхи и сваренного затем вместе с пиппали и амалака; такой состав способствует выведению фекалий и дош. Если проявляется болезненное закупоривание пищеварительного тракта, (явагу) можно приготовить вместе с читрака, пиппалимула, дракша, амалака и нагара. Если в пищеварительном тракте и особенно в области прямой кишки ощущается режущая боль, его (явагу) следует приготавливать с кола, врикшамла, калаши, дхавани и шрипхала. Тому, кто страдает от отсутствия выведения пота, сонливости и жажды, следует принимать явагу, приготовленный с сита (сахаром), амалака и нагара или же с сита (сахаром), бадара, мридвика, сарива, муста и чандана , смешав их с мёдом. Это средство лечит жажду, рвоту, ощущение жжения во всём теле и лихорадку.

   Ю ша (суп из зерновых) также может быть приготовлен и принят с упомянутыми (для приготовления пейя) лекарственными средствами.

   35-38. Не следует принимать пейя человеку, чья лихорадка вызвана питьём вина или человеку, пьющему вино ежедневно. Не следует использовать пейя, когда капха перемещается на место питты, в летний период, когда они (капха и питта) значительно усилены; а также когда человек страдает от жажды, рвоты, ощущения жжения и кровотечения из верхних частей тела (носа, рта, глаз, ушей и т.п.). При таких состояниях следует пить ладжа тарпана (пасту из обжаренного риса), смешанную с соком уменьшающих лихорадку плодов (таких как дракша и т.п.) или обыкновенную воду, смешанную с сахаром и мёдом.

   Затем, когда эти вещества переварятся и пациент почувствует голод, ему можно дать либо явагу либо одана, приготовленную из обжаренного риса. Их можно принимать либо вместе с жидким и соленым юша (супом) из кулаттха и других бобовых или же с супом из мудга.

   Принимать такое лечение (таким способом) человеку следует в течение шести дней, сохраняя свои силы и состояние дош.

39. Затем, когда от применения лангхана (голодания) и т.п. доши будут переработаны (станут зрелыми), необходимо назначить кашайя (лекарственные средства в форме свежего сока, раствора, лекарственного отвара или порошка) для переработки остатков дош или для (их) ослабления.

   40-41. Лекарственные составы горького вкуса особенно действенны при усилении питты, а составы острого вкуса особенно действенны при усилении капхи. Хотя составы лекарственных средств вяжущего вкуса и ослабляют питту и шлешман (капху), их не следует применять при лихорадке в ее начальном периоде, поскольку вяжущий вкус, вызывая закупоривание и препятствуя выведению мала (дош), приводит к неустойчивой (постоянной и перемежающейся лихорадке), потере вкуса (и аппетита), тошноте, икоте, метеоризму и т.п.

   42-43. Некоторые авторитетные источники утверждают, что (противодействующие лихорадке) лекарства следует применять на протяжении семи дней, другие – что на протяжении десяти дней.

   В тех случаях, когда у человека очень сильная лихорадка, когда начинается движение дош, когда чрезмерное скопление дошамы) вызывает вялость и оцепенение, принятое лекарство не подвергается перевариванию и приводит к сильнейшему обострению лихорадки.

   44. Если лихорадка слаба, в теле ощущается легкость и происходит (нормальное) движение продуктов выведения (фекалий, урины, газов), можно применять лекарство даже в том случае, если лихорадка возникла совсем недавно.

   45-47. Следует употреблять горячий или холодный раствор, приготовленный из муста или шунтхи , или дус-срапша или патха, ушира и валака, или из бхунимба, гудучи , муста и нагара. Используемые в соответствии (с дошами), эти средства заставляют доши вызревать и облегчают лихорадку (снижают температуру), восстанавливают вкус (и аппетит), утоляют жажду, удаляют плохой вкус во рту и нарушения пищеварения.

   48-50. Отвары лекарственных средств, перечисленных в следующих пяти полустишиях, ослабляют (лечат) соответственно пять разновидностей лихорадки, начиная с сантата :

1. Калингака, патолапатра и катукарохини ( при сантата джвара)

2. Патола, сарива, муста, патра и катукарохини ( при сатата джвара)

3. Патола, нимба, трипхала, муста и ватсака ( при аньедуска джвара)

4. Кирататикта, амрита, чандана и вишвабхешайя ( при тритьяка джвара)

5. Дхатри, муста, амрита и кшаудра ( мёд) – (при чатуртхака джвара).

   51-53. При ватаджа джвара (лихорадке, порожденной усилением ваты), наиболее подходящим лекарственным отваром являются дуралабха, амрита, муста и нагара или же пиппалимула, гудучи и вишвабхешайя; а также лекарственные средства канья (храсва) панчамула.

   При питтаджа джвара (лихорадке, порожденной усилением питты) наиболее подходящим является отвар шакраява (индраява), гхана и катука , смешанные с кшаудра (мёдом) или же муста и парпатака, а также дханваяса и бхунимба (смешанные с мёдом).

   При капхаджа джвара наиболее подходящими являются лекарственные средства ватсакандигана (см. 15 главу сутрастханы), или вриша, гангейи, шрингавера и дуралабха.

   54. Когда пациент страдает от боли во всем теле и запора, когда в нем преобладают соединившиеся анила (вата) и шлешман (капха), ему следует принимать лекарственный отвар абхайя, пиппалимула, шамьяка, катука и гхана, воздействующий как дипана (ветрогонное средство) и пачана (способствующее пищеварению).

   55-58. Пханта (горячий раствор) или хима (холодный раствор), приготовленный из дракша, мадхука, родхра, кашмарья , сарива, муста , амалака, хрибера, падмакесара, падмака, мринала, чандана , ушира, нилотрала и парушака (все в равном количестве) ароматизированный добавлением джатукусума (цветов жасмина), смешанный с мёдом, сахаром и ладжа (обжаренным рисом), называется дракшади пханта. Если его принимать, он излечит лихорадку, возникшую от одновременного усиления анилы (ваты) и питты, а также алкоголизм, рвоту, обморок, ощущение жжения, напряжение, головокружение, кровотечения верхних каналов, острую жажду и желтуху.

   59. Катука следует истолочь в пасту и смешать с водой, приготовить настаиванием в свежем и чистом сосуде, после приготовления отжать, смешать с мёдом и принимать для лечения лихорадки и ощущения жжения.

   60. При лихорадке, порожденной капхой-ватой, следует использовать лекарственный отвар, состоящий из вача, тикта, патха, арагвадха и ватсака с добавлением порошка пиппали или лекарственного отвара чхиннодбхава (с добавлением пиппали).

   61. Лекарственный отвар вьягхри, шунтхи и амрита с добавлением порошка пиппали лечит лихорадки, порожденные вата-шлешманом, одышку, кашель, пинаса (насморк) и боль в животе.

   62-63. Лекарственный отвар патхья, кустумбури, муста , шунтхи, каттрина, парпата, катпхала, вача, бхарнги и девахвам, смешанные с мадху (мёдом) и хингу лечит лихорадку, порожденную капхой-ватой, чрезмерный выход мокроты, боль в животе, области сердца и боках, болезни горла, отёки лица, кашель и одышку.

   64. Лекарственный отвар из средств арагвадхадигана (см. главу 15 сутрастханы) с добавлением кшаудра (мёда) излечит капхапиттаджара (лихорадку, порожденную капхой-питтой). Эту лихорадку излечивает также лекарственный отвар тикта, вриша, ушира, траянти, трипхала, амрита, патола, ативиша, нимба и дханваявасака.

   65-69. При саннипата джвара (лихорадке, порожденной одновременно всеми дошами) идеальным отваром будет вьягхри, девадару, ниша, гхана, патолапатра, нимбатвак, трипхала и катука. Лекарственный отвар из нагара, пушкарамула и гудучи следует использовать при кашле, одышке, боли в боках, и когда при саннипата джвара преобладают вата и капха.

   70-71. После надлежащего усвоения лекарства человек должен соблюдать диету, начиная с питья пейя; кроме тех, в ком слишком много шлешмана (капхи), поскольку пейя усиливает капху точно так же, как падающий на песок дождь превращает его в грязь. Поэтому людям, чье тело чрезмерно увлажнено шлешманом (капхой), следует давать юша (суп) из кулаттха, чанака, калайя и т.п. веществ, легко усваивающихся, сухих (не смешанных с жирными веществами), горьких, приятных (соответствующих) уму и вкусу и подсоленных (с добавлением соли саиндхава).

   72-74. При лихорадке наиболее подходящей пищей является старый рис, такой как ракташали (красный рис) и шаштика. Когда преобладает шлешман (капха), идеальный пищей будет ява (ячмень), очищенный от оболочек, обжаренный и мелко истолченный.

   Одана (рисовую массу), изготовленную из дважды или трижды промытого риса, отваренного вместе с противолихорадочным лекарственным составом, следует назначать, внимательно учитывая силу дош, душья и т.п. (деша, кала, вайя и сатмья). Лихорадку также излечивает юша (суп) из жидкого мудга и т.п., кулаттха и прочее.

   7 8-80. (К основной пище) можно добавлять вьянджана (легкое блюдо из овощей), приготовленное из непроквашенного горького молока, естественного вкуса, жидкое и приготовленное на огне.

   В качестве анупана (напитка для запивания) могут быть предписаны прокипяченная и охлажденная вода или напитки, к которым человек привык.

   Страдающего от лихорадки пациента в конце дня следует попросить принять легкую пищу. В это время шлешман (капха) подвержена ослаблению, а жар тела усиливается; поэтому пищеварительный огонь возрастет (и переварит пищу). Можно также принять пищу в привычное или подходящее для этого время.

   Разве тот, кто ест раньше (чем наступит вечер), когда пищеварительная деятельность ослаблена, не будет страдать? Нет сомнений в том,что он будет страдать от расстройства пищеварения.

   81-83. Когда недомогания тела облегчены применением кашайя (лекарственными составами) и десятидневным соблюдением диеты, пациенту, в котором мало капхи и усилены вата и питта, можно назначить питье (лекарственного) гхи. Гхи – это нектар, когда доши являются паква (хорошо переработаны жаром и не связаны амой), и яд – в противоположном случае (когда доши являются апаква и связаны с амой). Если по истечении десяти дней (питье гхи) становится причиной усиления упадрава (осложнений или вторичных заболеваний), следует прибегнуть к лангхана (голоданию и другим облегчающим тело методам), и следовать им до тех пор, пока капха не ослабнет полностью.

   Из-за ослабления силы тканей тела лихорадка становится хронической и очень длительной.

   Комментарий : Вышеизложенные утверждения проясняют, что болезнь – лихорадка – не становится хронической до тех пор, пока не произойдет ослабления тканей; таким образом, к голоданию и прочим ослабляющим тело методам следует прибегать с осторожностью, так как они вызывают истощение тканей.

   84-85. Когда у иссушенного жаром лихорадки человека лихорадку вызывает только сухой жар, соединяющаяся с ним садагати (вата) под воздействием рвоты, потоотделения, питья (теплой) воды, лекарственных средств и легкой пищи становится чрезмерно мощной. Подобно тому, как только (изливающаяся) вода может погасить огонь пылающего дома, только питье гхи способно ослабить огонь сухого жара и самана ваты.

   Комментарий: “ Сухой жар” означает здесь коштхагни – лишенный маслянистости пищеварительный огонь. Соединившаяся с пищеварительным огнем вата – это самана вата, активизирующаяся от рвоты и прочих видов терапии. Гхи одновременно и дарует коштхагни маслянистость, и способствует снижению активности самана ваты, и поэтому имеет большое значение.

   86-88. Гхи – главное среди побеждающих вату и питту средств; усваиваясь, оно подвергает их свойства полному изменению. Поэтому его следует назначать после того, как усвоятся усмиряющие (ослабляющие усиление дош) средства.

   Гхрита (гхи) противостоит жару лихорадки, превозмогает питту своей прохладой, вату – своей маслянистостью, и побеждает капху, усваиваясь вместе с подходящими (противостоящими капхе) лекарственными средствами. Все описанные ранее кашайя (лекарственные составы) следует назначать, смешав их с гхи в соответствии с усилившимися мала (дошами).

   89. Смешанный с гхи лекарственный отвар трипхала, коры пичуманда, мадхука, двух брихати и масурадала излечивает лихорадку и кашель.

   90-91. Лекарственное гхи, приготовленное вместе с пиппа ли , индраява, дхавани, (кантакари), тикта, сарива, амалака, билва , муста, хима, палани (траямана), севья, дракша, ативиша, и стхира быстро излечивает лихорадки, неустойчивое пищеварение, халимака (продвинутую стадию желтухи), потерю вкуса и аппетита, острое ощущение жжения в плечах, рвоту, боль в боках и голове, а также туберкулёз.

   92. При лихорадке, порожденной павана (ватой) следует назначать таилвака гхрита (см. главу 21/32), удалив из него триврит. При лихорадке, порожденной питтой, следует назначать тиктака гхрита (см. главу 19/2) и вриша гхрита (глава 2/40), приготовленное с паланика.

   93. Гхи, приготовленный с одним пала (каждого) виданга, сауварчала, кавья, патха, вьоша, агни, саиндхава и явашука (ячменных колосьев) в равном количестве (по одному прастха), молока и гхи лечит хроническую лихорадку, порожденную капхой.

   94. Гхи, приготовленный со свежим соком и пастой гудучи, (соком и пастой) трипхала, вриша, мридвика и бала – каждый из этих составов в отдельности – лечит лихорадку.

   95. После того, как лекарственное гхи будет хорошо усвоено, пациенту следует принять одана (блюдо из вареного риса). Силы самих тканей (или тела) достаточно для того, чтобы победить доши, а рис и суп являются наилучшими для придания силы.

   96. Суп из мудга, каравелла и т.п. обычно усмиряет капху и питту, и потому он не подходит при хронической лихорадке с преобладанием ваты. Это вызывает боль в животе, восходящее движение ваты, запор и обострение лихорадки.

   97-98. Когда все эти методы не преодолели лихорадку, следует назначить шодхана (очистительную терапию); назначать ее можно тем, кому она подходит. Когда доши сосредоточены в амашайя (желудке), следует, как это было описано ранее, назначить вамана (рвоту) – (сильному) пациенту, должным образом поддерживая его силы.

   99-101. При такой лихорадке, когда доши вызрели и покинули (ткани и каналы) и при лихорадке, порожденной ядом или вином, можно (для очищения) назначить модака (пилюли), приготовленные из трипхала, шьяматриврит, пиппали и кесара, с добавлением сита и мадху. Можно принять вьошади гхрита (см 2/21 калпастханы) или слизывать, вместе с мёдом и гхи, порошок триврита. Пациенту, страдающему от лихорадки, можно также использовать дракша и сок дхатри или дракша, харитаки или арагвадха (каждый по отдельности), вместе с молоком или соком мридвика; или трипхала или трайямана вместе с молоком.

   После очищения кишечника (и терапии рвотой) следует назначить самсарга (режим жидкой диеты), начиная с манда, соблюдая надлежащую последовательность.

   102-104. Если под воздействием лихорадки выделения тела (фекалии, моча и т.п.) выходят постоянно (часто), не следует обращать на это внимания (останавливать лекарственными средствами или диетой), даже если они хорошо переработаны. Если их остановить, они, оставаясь внутри тела, вызовут недомогания в животе. Если количество выделений слишком велико, их следует контролировать назначением пачана (лекарственных средств, способствующих пищеварению). Вредоносное воздействие находящихся в состоянии амы (невызревших) отходов тела было описано в дошапакрамания (13 главе сутрастханы). Тот врач, который не владеет достаточными знаниями о назначении лекарственных средств при амаджвара (лихорадке, сопровождаемой скоплением непереработанных веществ в пищеварительном тракте и раса дхату), подобен человеку, дотрагивающемуся до спящей кобры (пробуждая ее).

   105-108. Человеку, ослабленному лихорадкой, не подходят ни рвота, ни очистительная терапии. Если необходимо удалить выделения тела, следует либо пить молоко, либо применить нируха (лекарственную клизму).

   Человеку, привыкшему пить молоко, у которого значительно ослаблена (или потеряна) шлешман (капха), страдающему от ощущения жжения и жажды и от недомоганий, порожденных питтой и анила (ватой), рекомендуется молоко даже в случае проявления поноса. Оно укрепляет тело, ослабленное лангханой (голоданием и иной подобной терапией) так же, как дождевая вода помогает снова вырасти испепеленному пожаром лесу. Молоко быстро излечивает лихорадку.

   Следовательно, пациенту необходимо назначать приготовленное (прокипяченное с надлежащими лекарственными средствами) холодное или теплое молоко, или же молоко, принятое сразу после доения (из-под соска коровы), скрупулёзно учитывая время (время года, период дня и ночи, стадию болезни). В ином случае (назначенное другим способом) молоко убьёт его.

   109-110. Молоко, прокипяченное с шунтхи, кхарджура, мридвика, сахаром и гхи, охлажденное и принятое вместе с мёдом, утолит жажду, облегчит ощущение жжения и лихорадку.

   Молоко, прокипяченное с дракша, бала, яшти , сарива, кана и чандана оказывают такое же воздействие. Такое (молоко) можно несколько раз прокипятить с водой (до четверти его первоначального количества) или прокипятить вместе с пиппали, и затем выпить.

   111-113. Если страдающий от лихорадки пациент примет молоко, прокипяченное с лекарственными средствами панчамула или молоко, прокипяченное с корнями эранда или молодыми плодами билва , у него утихнет кашель, одышка, головная боль, боль в боках и хроническая лихорадка. Если он будет пить молоко прямо из-под соска коровы, он избавится от нарушения выведения фекалий и газов, поноса с кровью и слизью, жажды, боли в животе и напряжения при испражнении.

   114-115. Молоко, приготовленное с (добавлением) шунтхи , вьягхри, гокантака и гуда, уменьшает опухоль, лечит нарушения выведения урины, фекалий и газов, лихорадку и кашель; приготовленное с вришчива, билва и варшабху, молоко ослабляет лихорадку и отеки. Приготовленное с экстрактом шимшипа, молоко быстро излечивает лихорадку.

   116-117. Если доши вызрели и сосредоточены в паквашайя (толстом кишечнике) правильно примененная нируха (лекарственная клизма) дарует силу, обостряет пищеварительную деятельность, усмиряет лихорадку, дарует комфорт и желание (пищи, деятельности и т.д.). Срамсана (легкая очистительная терапия) удаляет только сосредоточившихся в паквашайя питту и капхапитту, тогда как басти (терапия клизмой) удаляет все три сосредоточенные в паквашайя мала (доши).

   118. Анувасана (масляная клизма) предписывается (страдающему от лихорадки пациенту), если у него значительно истощены капха и питта, если он ощущает режущую боль в верхней части спины, в середине спины и в области поясницы, а также тому, у кого повышена пищеварительная активность и наблюдается запор.

   119-120. Лихорадку излечивают смешанные вместе и используемые для клизмы листья патола, кора нимба, катука , чатурангула, стхира, бала, гокшура , мадана, ушира и валака, приготовленные в виде лечебного отвара и смешанные с двумя третями молока, а также паста муста, мадана, кришна, мадхука и ватсака (с точным количеством) мёда и гхи.

   121-122. Чатасра парни (четыре парни), яшти, пхала (мадана), ушира, нрипадрума (арагвадха), приготовленные как лекарственный отвар, паста яшти, шатахва, пхалини (прийянгу), пхала (мадана) и муста , смешанные с лекарственным отваром, с добавлением гуда (патоки), кшаудра (мёдом) и сарпи (гхи), – все эти вещества используются для клизмы и излечивают лихорадку.

   123-124. Дживанти, мадана, меда, пиппали , мадхука, вача, риддхи, расна, бала , билва , шатапушпа и шатавари, истолченные в пасту и смешанные с (предписанным количеством) молока, воды, гхи и (кунжутного) масла, – эти вещества применяются в виде клизмы такое количество раз, сколько требуется для промасливания организма и ослабления дош.

   Среди других лекарственных составов для клизмы (в 4 главе калпастханы) будут описаны также и те, которые излечивают лихорадку.

   125-126. При хронической лихорадке следует назначать виречана насья (очистительное лечение через нос). Такое лечение ослабляет головную боль и ощущение тяжести в голове, оно ослабляет шлешман (капху) и увеличивает восприимчивость органов чувств. Человеку, чувствующему в голове пустоту, испытывающему ощущение жжения, следует назначить снеха насья (масло или увлажняющее, смазывающее лекарство в нос), которое ослабляет питту.

   127. Для ослабления насморка, избавления от плохого вкуса во рту, боли в голове и горле можно также, в соответствии с дошами, назначить дхума (вдыхание воскурений), гандуша (держание жидкости во рту) и кавала (полоскание горла).

   128. При утрате вкуса следует (в течение некоторого времени) удерживать во рту пасту кешара, матулунга, смешанную с гхи и саиндхава или пасту дхатри и дракши, смешанную с сита (сахаром).

   129. При хронической лихорадке, сосредоточенной в коже, следует применять абхьянга (масляную ванну), алепа (наложение лекарственной пасты), сека (омовение и припарки) и т.п. Следует также использовать анджана (наложение лекарственных примочек на глаза) и дхума (вдыхание дымов лекарственных средств). Эти методы следует использовать даже при агантуджвара (лихорадке, порожденной внешними причинами).

   130. При ощущении жжения абхьянга следует применять вместе с сахасра дхаутагхрита.

   Комментарий: Сахасра дхаутагхрита означает тысячу (или множество) раз процеженный (протертый) гхи; густой гхи, помещается на широкую тарелку, заливается холодной водой и около часа растирается с водой, а затем вода выливается. Затем добавляется свежая вода и растирание продолжается. Этот процесс повторяется множество раз. В конце процесса гхи становится очень мягким и холодным. Его накладывают на всё тело и оставляют на срок около часа, затем смывают теплой водой. Более распространенным способом является использование вместо воды лекарственного отвара из коры удумбара.

   131-133. Лекарственное масло следует приготавливать с молоком и лекарственными средствами (отваром) сладкого, кислого и вяжущего вкусов из соответствующих групп (см. 10 главу сутрастханы или дурвадигана и т.п., описанных в шодханади гана адхьяя (15 главе сутрастханы), ослабляющих питту, холодных по воздействию и на ощупь, превращенных в лекарственные отвары и пасты (мази). Умащение тела таким маслом быстро излечивает ощущение жжения и лихорадку. Таким маслом следует смазывать и голову, и тело; при недостаточном количестве пасты тело можно поливать лекарственным отваром или поместить пациента в ванну с этим отваром. Подобным же образом можно также использовать воду, в которой промывали рис, (холодную) воду, молоко, проквашенную кашу или гхи.

   134-136. Наложенная на тело пенистая паста, приготовленная из молодых листьев капиттха, матулунга, амла , видари, родхра, дадима и бадари, или из аришта, ослабляет ощущение жжения, галлюцинации, боль, рвоту и жажду.

   У того, кто применяет описанные в дошапакрамания адхьяя (13 главе сутрастханы) методы, ослабляющие питту, быстро утихает лихорадка, сопровождающаяся ощущением жжения.

   137-147. Для приготовления лекарственных отваров, пасты и лекарственного масла используются такие горячие по воздействию и на ощупь лекарственные средства, как тагара , агуру, кумкума , куштха , стхаунейя, шаилейя, сарала, амарадару, накха, расна, пура, вача , чанда, эладвайя, чорака, притхвика, шигру, сураса, химсра, дхьямака, саршапа, дашамула, амрита, эранда двайя, дипьяка, миши, маша, кулаттха, агни, пракирья, накули двайя и другие вещества подобной природы. Они приготавливаются с добавлением сура, соувирака и т.п. (ферментизированных жидкостей). Таким маслом, приятно теплой температуры, следует смазывать тело; можно наложить на тело вышеупомянутые чудодейственные лекарственные средства (также приятно теплой температуры); можно также поливать тело отваром или использовать ванну. Таким способом лечится шита джвара (лихорадка, сопровождающаяся ознобом или окоченением). Подобным же образом можно использовать отдельно (без добавления при приготовлении лекарственных средств) шукта (проквашенную кашу), коровью мочу или масту (сыворотку).

   Лекарственные средства арагвадхади варга (см. 15 главу сутрастханы) можно использовать для приготовления воды для питья, масляной ванны и накожных аппликаций. Тем, для кого это подходит, можно использовать окуривание агуру и другими веществами, предписанными при вишама джвара, потоотделение (потоотделительную терапию) без применения огня; можно использовать лекарственные средства и пищу, вызывающие легкое выведение пота. Можно использовать пребывание в помещениях с плотными толстыми стенами или в помещениях, находящихся под землей; можно также накрывать тело толстыми одеялами или другими плотными тканями, сидеть поблизости от камина или очага с горящими углями, не испускающими дыма. Можно использовать вино, пахту с добавлением (порошка) триушана, кулаттха, врихи и кодрава. Все эти и другие усиливающие питту методы следует использовать пациентам, страдающим от лихорадки, сопровождающейся ознобом. Молодые женщины с высокими грудями, украшенные драгоценностями и опьяняющие своей юностью, должны заключить его в свои объятия, и покинуть лишь убедившись, что холод (озноб) оставил его.

   148. Когда все три мала (доши) находятся в одинаковом состоянии усиления, следует усиливать какую-либо из дош или ослаблять ту из них, которая чрезмерно усилилась, или лечить вначале, в предшествующем порядке, капхастхана (место капхи).

   Комментарий: Здесь объясняются способы лечения саннипата – одновременного усиления всех трех дош. Усилившиеся доши бывают в трех состояниях: вриддха тама (значительного усиления), вриддха тара (умеренного усиления) и вриддха (слабого усиления). Точно таким же образом и кшайя (ослабление) дош соответствует трем состояниям в точно такой же степени. В зависимости от их состояния, сильно увеличенные доши необходимо снижать соответствующим лечением, а сильно ослабленные доши необходимо усиливать. Когда все доши пребывают в одинаково усиленном состоянии, вначале нужно лечить капху, затем питту, затем – вату. У термина “ стхана ” два значения: 1. Условия или состояние; 2. Место или местопребывание. Применяя второе значение, амашайя (желудок), место пребывания капхи, следует очищать в первую очередь, затем следует очищать места обитания питты и ваты. Как можно заключить из комментариев к этому тексту, даже среди древних авторов были разные мнения по этому поводу.

   149-150. В последней стадии саннипата джвара может развиваться опасное опухание у основания ушей. Его следует незамедлительно излечивать кровопусканием, питьем лекарственного гхи, согревающими припарками с лекарственными средствами, ослабляющими капху и питту, приемом лекарств через нос и кавала (полосканием горла).

   151. Если у человека лихорадка не утихает даже после лечения, вызывающего холод или жар, маслянистость или сухость, если лихорадка переходит в шакха (сосредотачивается в тканях), следует незамедлительно надрезать вены на руках (выпуская кровь) в качестве лечебной процедуры.

   152. Тот же самый (вышеописанный) метод лечения следует применить при вишама джвара (постоянной и перемежающейся лихорадке). Определение степени усиления ваты и других дош, а также другого (лечения) будет описано далее.

   153. Лекарственный отвар, приготовленный из трех, четырех или всех пяти – патола, катука , муста , пранада (харитаки) и мадхука – излечивает вишама джвара.

   154. Следует назначать трипхала, патхья, гудучи и пиппали в соответствии с обычными для них процедурами; можно также давать пациенту бхаллатака вместе с гуда (патокой).

   Комментарий: Эти лекарственные средства применяются при процедурах расаяна терапии.

   155-157. В тот день, когда начинается лихорадка (вишама джвара) прежде всего следует прибегнуть к лангхана (посту и т.п.) или к бримхана (насыщающей пище и т.п.).

   Утром или перед приемом пищи следует принять выдержанный гхи, в котором можно прожарить (и принять) дадхи (свернувшееся молоко), молоко или пахту, или только гхи. Можно также принять шатпали гхрита (см. 5 главу чикитсастханы), кальянака гхрита (см. 6 главу уттарастханы), тиктата гхрита (см. 19 главу чикитсастханы) и вриша гхрита (см. 2 главу чикитсастханы).

   Лекарственный отвар трипхала, кола и таркари (четыре части), равное количество дадхи (творога или свернувшегося молока), гхрита (гхи), пасту коры тилвака следует приготовить в лекарственном гхи. Это будет наилучшим лечением вишама джвара.

   158-159. Следует, не ограничивая себя (съедая столько, сколько хочется) употреблять крепкий сура вместе с рисом и жирной и горячей (по воздействию) пищей. После еды пациенту следует весь день спать или прибегнуть к рвоте. Для стимулирования рвоты следует дать ему выпить максимальную дозу гхи.

   160. В тот день, когда предполагается наступление лихорадки, следует, после процедур снехана (масляной терапии) и сведана (терапии потоотделения), принять нилини, триврит и катурохини.

   161. На глаза следует наложить примочку из приготовленных в виде мази манохва, саиндхава и кришна. Для капель в нос следует применить хингу с добавлением саиндхава, или же применить (с этой же целью) старый гхи с добавлением саиндхава.

   162. Для окуривания следует использовать паланкаша, листья нимба, вача, куштха , харитаки , саршапа и ява, смешанные с гхи; их можно также смешивать с кошачьими экскрементами.

   163-165. Пурва, дхьяма, вача , сарджа, нимба, арка, агуру и дару можно использовать для окуривания при всех разновидностях лихорадки. Они известны как апараджита дхума.

   Составы лекарственных дымов, лекарств, применяемых через нос, глазных мазей, и методы быстрого излечения пациента, предписанные для лечения расстройств ума, также могут быть использованы и при вишама джвара.

   Даивашрайя (провиденциальная) терапия излечивает все разновидности лихорадки, в особенности вишама джвара (непостоянные лихорадки), поскольку они обычно вызваны внешними причинами.

   Комментарий: Терапия вьяпашрайя включает в себя мантры (пение священных гимнов), аушадха (ношение целительных трав), мани (ношение амулетов, драгоценных камней и т.п.), мандала (исполнение благоприятных обрядов), бали (подношения богам и т.п.), упахара (подношение даров), хома (огненные жертвоприношения), ньяма (обеты, добровольные самоистязания, воздержание от желаний), прайясчитта (искупление, раскаяние, внутренние страдания), упаваса (пост), свастийяна (добрые благословения, благосклонность богов, святых и т.п.), пранипата гамана (преклонение к стопам богов, святых, наставников и т.п., паломничество к святым местам) и другие подобные действия.

   166-167. Если вишама джвара не излечивается, следует, как это предписано (для усилившейся доши) надрезать вены (для выведения крови). При лихорадке, порожденной только анила (ватой), висарпа ( герпесом), виспхота (оспой) и повреждениями, следует применить такие терапии, как питье лекарственного гхи, холодные аппликации (лекарственными мазями), обливание тела отварами из лекарственных средств, прием пищи (супа) и кровопускание. Все эти методы должны быть подходящими соответствующей доше.

   168-173. При лихорадке, порожденной граха (злыми духами, бактериями и т.п.) методами лечения являются бали (жертвоприношения), мантры (воспевание гимнов) и другие подобные меры, описанные в бхута видья (магии). При лихорадке, порожденной запахом растений, следует применять терапию, ослабляющую питту, а при лихорадке, порожденной ядом – лечение противоядиями.

   Порождаемую гневом лихорадку следует лечить, прибегая к таким вещам и состояниям, которые удовлетворяют органы чувств, доставляют удовольствие уму и ослабляют доши; пациенту также необходимо разъяснять, что из желаемых им вещей подходит для него и что – не подходит. Вызванная гневом лихорадка утихает от полного исполнения желаний, а лихорадка, порожденная неудовлетворенными желаниями, утихает от гнева. Лихорадку, порожденную страхом и горем, ослабляют они же (желания и гнев в обратном порядке), а лихорадку, порожденную другими причинами, усмиряют страх и горе.

   Если лихорадка порождена проклятиями (богов, святых и т.п.) и заклинаниями атхарвана (магией, колдовством ведьм и т.п.), следует применять лечение даива вьяпашрайя.

   Чтобы воспоминания о том времени, когда его охватила лихорадка, оставили пациента, следует отвлекать его внимание и услаждать его приятными уму рассказами.

   Полный сострадания и совершенный (спокойный, не подверженный страстям) разум излечивает все разновидности лихорадки.

   174. До того, как силы (страдающего от лихорадки пациента) восстановятся, ему следует воздерживаться от физических усилий, ванны, полового общения, тяжелой (не легко усваивающейся), непривычной и вызывающей отрыжку пищи, и от других вещей, способных вызвать лихорадку.

   175. Хотя лихорадка и утихла, человеку не следует сразу прибегать ко всем типам пищи, поскольку даже утихшая лихорадка вскоре убивает ослабленного человека.

   176. Поскольку лихорадка стремительно уносит жизнь человека, лечить ее следует на любой из стадий развития.

   177. Ношение могущественных трав и драгоценных камней, (воспевание) благоприятных гимнов, почитание святых, наставников, дважды рожденных (брахманов) и богов, воздействие на ум радующих и удовлетворяющих разум предметов излечивает опасные лихорадки даже тогда, когда они порождены самим Вишну (Всемогущим Господом).

Так заканчивается глава, называемая джвара чикитса, первая глава чикитса стханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты.