Вы на странице: ГлавнаяАюрведаКанонические тексты




Аюрведа


Канонические тексты аюрведы

     

Чарака самхита

Глава 9 Сутрастханы
О четырех столпах лечения

(Перевод Ю. Сорокиной)

   1-2. Теперь я изложу главу о четырех совершенных столпах, из которых состоит лечение, – так сказал благословенный Атрея.
3. Врач, лекарство, помощник врача и пациент – это те четыре столпа лечения, совершенные качества которых избавят больного от болезни.
4. Болезнь – это отсутствие равновесия дхату (тканей), здоровьем же называется равновесие дхату. Здоровье – это счастье, болезнь же – несчастье.
5. Когда дхату вышли из равновесия и наступила болезнь, необходимо лечение. Лечением называют применение всех совершенных столпов лечения (начиная с врача).
6. Совершенство теоретических знаний, обширный практический опыт, умелость и чистота – вот четыре основных качества врача.
7. Достаточное количество, эффективность, разнообразие лекарственных форм и надлежащий состав – таковы четыре качества лекарства
8. Знание о том, как ухаживать за больным, сноровка, преданность и чистота – таковы четыре качества помощника врача.
9. Хорошая память, послушание, бесстрашие и умение рассказать врачу обо всем, что связано с болезнью – таковы качества пациента.
10. Вот те шестнадцать качеств, которые становятся причиной излечения, но качества врача – главные, потому что он обладает нужными знаниями о назначении лекарств и ведении больного.
11-12. Для того, чтобы приготовить пищу, необходимы посуда, топливо и огонь; для того, чтобы победить врага, нужны бесстрашная армия и доброе оружие. Точно так же и успех в лечении заболевшего пациента зависит от врача. Потому врач – это главное в лечении.
13. Так же, как глина, стек, колесо, резак и прочее сами по себе не сложатся в кувшин, если нет гончара, так и три другие основы лечения бесполезны, если нет врача.
14. Даже самые серьезные болезни исчезают подобно миражу, если врач умел, и даже несложные недомогания становятся тяжелыми болезнями, если врач невежественен, хотя бы даже и другие три основы лечения были совершенны.
15-16. Лучше принести себя в жертву, чем довериться невежественному врачу. Словно слепец, шарящий руками в окружающей его тьме, словно лодка, потерявшая весла во время шторма, невежественный врач, во мгле своего незнания, назначает лечение, испытывая неуверенность и страх.
17. Так тот, кто мнит себя врачом, излечит пациента, у которого много шансов на выздоровление, но убьет сотни пациентов, исход болезни которых сомнителен.
18. Поэтому лишь того врача, который привержен четырем основам – священным писаниям, интуиции, старанию и практическому опыту, считают способным спасти жизнь больного.
19. Врач, обладающий знанием четырех аспектов – причины болезни, симптомов, лечения и предупреждения болезни, – лучший из врачей и достоин помогать почтеннейшим людям в этом мире.
20-23. Ученость, здравый смысл, особые познания, хорошая память, преданность Богу и решительность в действии, – таковы шесть качеств, для обладателя которых нет ничего недостижимого. Ученость, мудрость, практический опыт и знания, воспитанность и добрая слава, – достаточно даже одного из этих достоинств, чтобы называться "вайдьей". Кто же обладает всеми благоприятными качествами, заслуживает звания такого вайдьи, который приносит благо всем живущим существам.
24-25. Разум – это зрение, а знание священных писаний – это свет для глаз. В должной мере наделенный этими достоинствами врач не допустит ошибки. В лечении три остальные опоры зависят от врача, поэтому все силы должен прилагать врач к тому, чтобы обрести все совершенные качества.
26. Дружелюбие и сострадательность к больному, симпатия к выздоравливающему, спокойствие перед лицом того, кто близок к концу, – таких правил должен придерживаться врач.
27-28. О четырех основах лечения, о качествах каждой из основ, о том, почему врач среди них – важнее всего, о качествах врача, о его познаниях и философии – обо всем этом было рассказано в этой главе.
Так заканчивается девятая глава Сутрастханы в трактате, составленном Агнивешей и редактированном Чаракой.