Вы на странице: ГлавнаяАюрведаПринципы аюрведы ➤ Три доши




Аюрведа


Принципы аюрведы

     Три доши

     Три доши (основные физические энергии) – это первичные и основные факторы человеческого тела, которые управляют всей нашей физической структурой и её функционированием. Образованные из панчамахабхут доши – которые, как и первоэлементы, не могут быть обнаружены нашими чувствами непосредственно, а только по проявлениям их качеств – являются комбинацией двух из пяти бхут с преобладанием какого-то одного из них. Называемые в санскрите вата, питта и капха, эти три базовые энергии ответственны за все физиологические и психологические процессы, происходящие внутри тела и ума, являясь теми динамическими силами, которые определяют рост и упадок человеческого существа. Следовательно, все физические характеристики, умственные способности и эмоциональные тенденции человека можно объяснить в терминах трёх дош, или тридоши.

     Например, большинство физических явлений, приписываемых современной физиологией нервной системе, может быть отождествлено с ватой. В равной мере весь химический процесс, происходящий в человеческом теле, может быть отнесён к питте, включая ферменты, гормоны и всю пищеварительную систему. А деятельность скелетных и анаболических (ассимиляционных) систем и фактически всей физической оболочки в целом может рассматриваться как капха.



Вата
(Воздух и пространство)



Питта
(Огонь и вода)



Капха
(Вода и земля)

Лёгкая

Лёгкая

Тяжёлая

Холодная

Горячая

Холодная

Сухая

Маслянистая

Маслянистая

Грубая

Острая

Медленная

Тонкая

Жидкая

Слизистая

Подвижная

Кислая

Плотная

Прозрачная

Острая (едкая)

Мягкая

Рассеивающаяся
Колеблющаяся
Вяжущая

     Таким образом, каждая доша разделяет каждое своё качество с другой дошей (хотя при этом остаются небольшие различия в природе разделяемого качества), в то время как остающаяся третья доша обладает противоположным качеством. Кроме того, каждая обладает присущей ей способностью регулировать и балансировать себя, и эта способность обеспечивается антагонистическими качествами, обусловленными составными элементами этих дош.

     Когда доши сбалансированы, то есть находятся в состоянии равновесия, тогда с нашим здоровьем всё в порядке. Великий аюрведический мудрец Чарака сказал: "Вата, питта и капха поддерживают целостность живого человеческого организма в его нормальном состоянии и сочетаются друг с другом таким образом, чтобы делать человека цельным существом с его обладающими силой индриями (органами чувств), хорошим цветом лица и несомненным долголетием". Болезнь возникает только тогда, когда имеется дисбаланс трёх дош. И поскольку именно самая сильная доша обычно имеет наибольшую тенденцию к увеличению, человек наиболее восприимчив к болезням, связанным с увеличением его самой сильной доши.

     Важно понять, что эти три доши – это силы, а не вещества. Капха – это не слизь; это сила, которая заставляет слизь возникать. Подобным образом питта – это не жёлчь; но именно она обусловливает порождение жёлчи. Слово "доша" буквально означает "ошибка" или "в неисправном состоянии", поскольку доши указывают те ошибочные направления, которые могут вести систему к потере баланса.

     В равной мере важно понять, что три доши внутри любого человека постоянно изменяются из-за связанных с качествами дош определённого образа жизни и окружающей среды, таких как время и сезон года. Также важно понять, что эти три доши – это не отдельные энергии, а различные аспекты одной и той же энергии, представленные вместе в бесконечном разнообразии комбинаций, где их качества перекрываются и находятся во взаимосвязи.

     Однако в аюрведе рассматриваются только три типа конституции – в монотипах, когда преобладает только одна доша, в двойственных типах, когда две доши имеют примерно равную силу, и, в очень редких случаях, обнаруживается третий тип конституции, когда все три доши одинаково сильны. В рамках этой широкой классификации в первой категории находятся различные подтипы, которые перечислены ниже для более лёгкого рассмотрения.

Доша-тест онлайн - определите тип своего тела

Введение | Панчамахабхуты | Три доши | Три гуны | Агни | Дхату | Малы